Износ велосипедной резины дело естественное и он происходит всегда. Вообще нужно иметь в виду, что шина у велосипеда – это расходный материал.
Что понимать под износом покрышки и когда её нужно менять
Сам по себе износ бывает разным и несет в себе разные риски при поездке.
Стирание протектора. Ведет к увеличению вероятности проколов, к потере сцепления с дорогой и грунтом. Для «зубастой» покрышки это вообще смерть.
Глубокие и широкие порезы, протертости и прорывы не удержат внутри накачанную камеру, и она может лопнуть в любой момент, тем более всегда нужно помнить, что давление держит не камера, а покрышка.
Небольшие трещины в резине не так страшны, как глубокие и множественные, которые могут привести к порывам.
Причины износа велопокрышек
Вес велосипедиста
Одним из серьезных и объективных факторов износа велосипедных шин - это вес велосипедиста.
Тут правило простое: чем больше вес велосипедиста – тем быстрее изнашиваются шины, особенно заднее колесо. Покрышки на велосипеде у 100 килограммового мужчины сотрутся быстрее, чем у стройной девушки весом 50 килограмм.
Велоэксперты считают, что начиная с нагрузки более 75-80 кг, износ шин становится заметен сильнее.
Опять же, учитывая распределение веса велосипедиста по колесам более сильному износу подвержена задняя резина.
Мягкость материала покрышек - компаунда.
Прежде всего – что такое компаунд?
Компаунд (compound) в покрышках — это состав резины, из которого сделан протектор.
На что влияет жесткость компаунда.
- на накат колеса,
- сцепление с дорогой
- износостойкость и, как следствие, ресурс жизни покрышки.
Одно из свойств компаундов — твердость или жесткость.
Обозначается на покрышках двухзначным числом с буквой "а" на конце. Например: 40a, 42a, 57а/62a, 60a, 62a, 70a, 80а. Чем больше цифра — тем больше жесткость покрышки.
В зависимости от состава компаунда, различаются свойства покрышки. Например, «липкий слик» с жесткостью 40а или 42а будет ехать по гладкому асфальту даже хуже, чем «зубастая» резина с жесткостью 70а.
Производители используют огромное количество типов резины при производстве, но общая идея одна: чем мягче компаунд, тем у него лучше сцепление с дорогой, но выше скорость износа.
Более подробно почитать о компаунде и жесткости покрышек можно на нашем сайте в статье «Что такое компаунд и жесткость велосипедных покрышек».
Неправильно подобранный тип резины
Каждый тип покрышек предназначен для своих условий эксплуатации. Поэтому, если ездить по асфальту на зубастой резине, предназначенной для езды по лесу, то её износ будет очень быстрым.
Некоторые молодые велосипедисты, покупая новенький горный велосипед с зубастой резиной, гоняют на ней по городскому асфальту. «Понты», конечно, великая сила, но для асфальта нужно брать слики или полуслики. А на зубастых - ездить по грунту, песку, снегу и т.д.
Более подробно о типах и выборе покрышек описано в статье «Какую покрышку выбрать на велосипед».
Низкое давление в колесах
Постоянная езда с низким давлением в колесе велосипеда приводит к преждевременному износу покрышки. При этом происходит разрушение боковой стенки покрышки и слишком сильное стирание протектора.
Детальнее о давлении в колесах можно прочитать в статье «Давление в велосипедных шинах».
Слишком резкое торможение
При резких и сильных торможениях, особенно на асфальте или бетоне, протектор стирается очень сильно, особенно у мягкой резины.
Не правильное хранение покрышек и велосипеда.
Хранение велосипеда при следующих условиях:
- под прямыми солнечными лучами,
- при повышенной влажности,
- при низких, слишком высоких или при сильных перепадах температур
ведут к изменению свойств резины или компаунда, из которого изготовлена шина и её ускоренному износу.
Шина теряет мягкость, трескается и быстро приходит в негодность.
Более подробно о правилах хранения велосипеда зимой и между катаниями описано в статье «Где и как хранить велосипед зимой».
Как бороться с износом покрышек
Исходя из перечисленных причин износа покрышек, подбираются и методы борьбы с этим явлением.
- Прежде всего, нужно правильно подбирать тип покрышки и давление в ней.
- Хранить велосипед в сухом месте, пряча от прямых солнечных лучей
- Стараться резко не тормозить на асфальте. Тут то же нужно подходить разумно: иногда лучше резко затормозить, пусть и с «визгом» тормозов, чем влететь под машину или врезаться в столб.
- Ну и смотреть на дорогу - куда едешь, чтобы не налететь на торчащий из земли штырь или палку и не распороть себе колесо. Более подробно о защите колес от проколов описано здесь.
- Старайтесь при установке и снятии шин аккуратно обращаться с их боковой и внутренней поверхностями. Не нужно пользоваться перочинным ножом, острой плоской отверткой или первой попавшейся железкой, тем более, если на ней есть острые края или заусеницы. Для этих работ существуют специальные инструменты. Делать все нужно аккуратно, т.к. если повредить или надрезать внутреннюю поверхность покрышки, то она может не выдержать высокого давления в камере и лопнуть прямо на дороге. Как надеть последние 20-30 см упрямой покрышки на велосипедное колесо описано здесь.
- Обратите внимание на настройку V-brake тормозов. При неправильно настроенных тормозах верхние края колодок могут тереться о бока покрышки и стирать их.
- Редко, но встречаются и не очень качественные, особенно китайские, обода с острыми кромками, о которые так же трутся покрышки, и протирается боковина рядом с бортировочным тросом.
- Для продления срока жизни велорезины существует простой и достаточно эффективный способ – поменять местами покрышки на переднем и заднем колесе.
Так как заднее колесо быстрее изнашивается по сравнению с передним, то смена их местами продлит срок эксплуатации всего комплекта резины.
Когда нужно менять покрышки
- Если боковина или протектор имеют сильный порез или порыв.
- Покрышка имеет бугры или неровности
- Если протектор стерся до такой степени, что проколы происходят от небольших осколков стекла и т.п.
- Небольшие трещинки на боковинах не имеют принципиального значения, но если вся покрышка покрыта ими, то лучше все же поменять.
- Проколы покрышки от гвоздей, колючек и других острых предметов не страшны и не стоит из-за наезда на гвоздь её менять. Заклеить камеру придется, а шине единичные проколы не страшны.
В общем, подходите к этому вопросу с трезвым расчетом и логикой.
Часто, в случае, если нужно поменять одну покрышку, не важно, переднюю или заднюю, возникает вопрос: «Можно ли ставить на велосипед разные покрышки на переднее и заднее колесо? С разным протектором?»
Да можно, тем более, что не всегда удается купить точно такую же резину, которая стояла на велосипеде ранее.
Более подробно об этом описано в статье «Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?».
В заключении хочется сказать - следите за износом, время от времени осматривая колеса между покатушками.
Нельзя точно сказать, на сколько километров Вам хватит установленной на колесах резины. Как Вы уже поняли, износ зависит от очень многих факторов, но помните, что кататься на сильно изношенной резине опасно.
Что еще можно почитать о велосипедных покрышках
- Шишка (грыжа) на велосипедном колесе. Почему появляется и можно ли её «лечить»
- Какую покрышку выбрать на велосипед
- Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость
- Что означают цифры и надписи на велосипедных покрышках
- Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?
- Что такое TPI (EPI) у велосипедных покрышек
- Что такое компаунд и жесткость велосипедных покрышек
- Давление в велосипедных шинах
- Как защитить от проколов велосипедное колесо
- Как увеличить сцепление колес велосипеда с дорогой зимой на снегу
Комментарии